Гранитные блоки, демонтированные из облицовки исторического музея, использовались в строительстве особняка Атамбаева?

Генеральная прокуратура расследуя проведение реконструкции Национального исторического музея установила, что при покупке оборудования из госбюджета были выведены значительные средства. По факту незаконного использования бюджетных средств, выделенных на реконструкцию здания были возбуждены уголовные дела по нескольким статьям УК КР.

Генеральная прокуратура КР возбудила уголовное дело возбуждено по признакам преступлений, предусмотренных статьями 189 («Нарушение порядка проведения публичных торгов, аукционов или тендеров»), 304 («Злоупотребление должностным положением»), 306 («Заключение контракта, осуществление государственной закупки вопреки интересам КР»), 308 («Незаконное использование бюджетных средств») и 221 («Злоупотребление полномочиями служащими коммерческих или иных организаций») УК КР.

При проведении следственных мероприятий выяснено, что  реконструкция музея проводилась также как и реконструкция ТЭЦ Бишкека, строительство дороги Север-Юг, без проведения тендера и как вздумается.

Если бы работы по реконструкции проводились с привлечением специалистов, проведением консультаций с ними, созданием Комиссии и объявлением открытого тендера, то не создалась бы такая неприятная ситуация, которая и привела к возбуждению дел по вышеуказанным статьям.

Для реконструкции музея и обновления некоторых экспонатов от правительства Турции было получено 24 миллиона долларов, из государственного бюджета было выделено 1, 5 миллиона сомов.  На эти средства можно было построить новое здание музея, а не просто провести реконструкцию. Госагентство архитектурно-строительного и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве через Департамент гражданского и жилищного строительства без проведения какого-либо тендера отдает работы по внешней отделке здания турецкому управлению по сотрудничеству и развитию при аппарате премьер-министра Турции или сокращенно – ТИКА и монтажно-строительному управлению №3.

Здесь явно просматривается некомпетентность руководства Госагентства и вопиющее нарушение закона «О государственных закупках». Кроме того, здесь явно видно использование того же коррупционного механизма, как и при реконструкции ТЭЦ. Так видно что, средства в размере 24 млн долларов, выделенные Турецким правительством выделяются для освоения той же  турецкой компании TIKA. А СМУ №3 выделяются полномочия не только по строительству, но и по замене и покупке музейных артефактов, экспонатов и оборудования по своему усмотрению.

СМУ-3  само определяло своих подрядчиков. Оно заключило договор с немецкой компанией  на 8 млн. 890,3 тысяч евро и передало полномочия по покупке необходимого оборудования. Перечень поставляемого оборудования был определен самой немецкой компанией, в результате чего, были завезены экспонаты, не предусмотренные концепцией музея на общую сумму 55 млн 593 тысяч 772 сома. Генпрокуратура выявила, что «отдельные материалы, имеющиеся на внутреннем рынке КР, были завезены из Германии с высокой стоимостью, затратами на транспортировку и уплатой таможенных и налоговых платежей». Примечательно, что оборудование закупленное немецкой компанией в то время на внутренних  рынках  республики стоило в 2-3 раза дешевле.  Сделка по закупке оборудования по завышенной цене нанесла ущерб государству  в 42 млн 311,4 тысяч сомов.

Для примера, две деревянные фигуры лошадей были закуплены по 14 тысяч евро каждая. Говорят, что наши умельцы могли с превиликой радостью сделать их всего за 5 тысяч евро. Также Счетная палата КР выявила завышение объемов работ подрядчиком на сумму 20 млн 310 тысяч сомов. Таким образом, неправомерные действие должностных лиц привели к незаконному использованию бюджетных средств на общую сумму 118 млн 215 тысяч 200 сомов, тем самым нанеся ущерб государству.

Музей, о котором идет речь, ранее носил имя B. Ленина. Тогда лидеры  компартии республики и союзные руководители не жалели ценных пород для отделки здания. Например, конструкция музея, внутри и снаружи была отделана мрамором, толщиной в 3 см, доставляемого из ущелья Чычкан и импортируемого из Украины. А в оформлении лестниц использовался гранит, толщиной в 20 сантиметров.

Во время ремонтных работ внутри музея было демонтировано 8067,3 квадратных метров мраморных плит, 2768,7, кв. метров гранита, 819,6, кв метров сары таш. Их них   около 1 тысячи квадратных метров плит остались в распоряжении исторического музея, 1 тысяча 164 квадратных метров мрамора и 1 тысяча 652 квадратных метра гранита были переданы Национальному центру онкологии и гематологии. Еще 1 тысяча 705 квадратных метров камней получило ОАО «Кыргызтелеком». Около 1800 квадратных метров плит по акту были списаны, из-за того повредились во время транспортировки. Но куда были отправлены эти непригодные плиты — в акте не указано и неизвестно куда они делись. Налицо видна неприкрытая коррупционная схема, воплощенная в действие. Кто же поверит, что 20 см гранитные плиты и каменные блоки могли с легкостью повредиться? И при погрузке немогут легко и запросто сломаться. Может и случилось так. Ну пусть 50-60 блоков, но не 3600 квадратных метров разом. Все это далеко от правды.

По мнению  некоторых специалистов, мрамор и гранит могли быть разрушены, для того, чтобы продать их. Вместо этого были закуплены и привезены материалы из Турции, которые уже требуют замены от того что уже пришли в негодность.

По словам архитектора, разработчика Исторического музея Советбека Абышова  вместо некачественных материалов, привезенных из Турции можно было вновь использовать демонтированные прежние мраморные и гранитные плиты, докупив лишь недостающее, тем самым сохранив миллионные вложения. Цена пропавших мраморных, гранитных и каменных плит превышает миллион долларов. Куда исчезли такие ценные материалы?

Ранее, два-три месяца назад, депутаты ЖК сообщили, что появилась информация, что часть материалов, привезенных из Германии для реконструкции музея была использована  в строительстве особняка Атамбаева. Как бы и пропавшие мраморные и гранитные плиты не оказались бы там?

Когда же привлекут к ответственности тех, кто провел такую реконструкцию  Национального исторического музея? В первую очередь это касается  директора Госагентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Бактыбека Абдиева. Когда, причастные к этому вредительству люди ответят по закону?  Есть ли у них моральное право занимать свое кресло, после таких «исторических» событий?

Источник: Telegra.ph

Аргумент.kg
Жооп калтыруу